
В книге «История Челябинского высшего военного авиационного Краснознамённого училища штурманов» (стр. 225) есть запись:
«18.07.47 г. в авиакатастрофе самолёта Ли-2 в районе посёлка Полтавка погибли ВРИД преподавателя компасной навигации отдела учебно-лётной подготовки ст. лейтенант БАЙРАК Александр Ефимович, 1923 г.р., командир корабля 39 УАП лейтенант КУЗНЕЦОВ Александр Афанасьевич, 1923 г.р., механик авиационный бортовой 39 УАП техник-лейтенант ПРИБЕГА Василий Кузьмич, 1921 г.р., штурман корабля 39 УАП лейтенант СТРИЖОВ Михаил Георгиевич, 1925 г.р., ВРИД инструктора-штурмана по радио 39 УАП лейтенант ПИТИЛИМОВ Пётр Михайлович, 1922 г.р., курсанты: БРЮХАНОВ Александр Прокопьевич, ЗЫКОВ Геннадий Александрович, ВАСЕНИН Василий Михайлович, КЛЕВАКИН Василий Федорович, КОСЫХ Сергей Яковлевич, КУСОВ Евгений Ефимович.»
Полтавка — село в Челябинской области, до 1963 года районный центр Полтавского (сейчас Карталинского) района.
По свидетельствам некоторых местных жителей лётчики уводили горящий самолёт от города и упал самолёт в районе села Великопетровка, а не в районе села Полтавка.
Погибшие лётчики похоронены в братской могиле на кладбище города Карталы. Сначала на могиле был поставлен памятник в виде пирамиды из кирпича. Пирамида была оштукатурена и побелена, на ней были прикреплены таблички с фотографиями лётчиков. Позднее пирамида была заменена на новый памятник, который состоит из двух стел (большой и малой), изготовленных из серого мрамора. Большая стела высотой 1,9 метра, малая — 1,7 метра, внизу расположены 3 надгробные плиты из такого же серого мрамора. На большой плите выбиты имена погибших лётчиков.
Есть учётная карточка захоронения от 2015 года. В списке 12 фамилий, на памятнике тоже 12 фамилий, на старом памятнике в виде пирамиды тоже было 12 фотографий. Тогда как в книге об истории ЧВВАКУШ и в архивной справке ЦАМО, которая хранится в администрации Карталинского муниципального района, только 11 фамилий. Не хватает фамилии НОВИКОВ Б.И.
На сайте Память народа есть сведения о пятерых офицерах, о курсантах информации нет. Есть фото четверых офицеров и одного курсанта.
Историческая справка:
Ли-2 (обозначение НАТО: cab — кэб, сокращение от «кабриолет») — советский поршневой пассажирский и военно-транспортный самолёт времён Второй мировой войны средней дальности, выпускаемый по лицензии на выпуск Douglas DC-3, США. Строился в СССР до 1953 года. Широко эксплуатировался в МГА СССР — «Аэрофлотом», в подразделениях МО и МАП СССР. В годы Великой Отечественной войны применялся для транспортно-пассажирских перевозок, для полётов за линию фронта к партизанам и диверсионным группам, для выброски парашютных десантов и как дальний ночной бомбардировщик. Самолёт оказался надёжен, освоен, пользовался популярностью. Поставлялся из СССР на экспорт. В СССР Ли-2 списан в середине 1970-х годов.
На фото: самолёт Ли-2, ст. лейтенант Байрак А.Е., лейтенант Кузнецов А.А., техник-лейтенант Прибега В.К., лейтенант Стрижов М.Г., курсант Косых С.Я., родители курсанта Косых у памятника в виде пирамиды, современный памятник из мрамора.








Автор Филимонова Ольга ведущий специалист по поисковой деятельности ЧРО РВИО
#эп98Карталы
#авиакатастрофа74
#НебоРодины
#ПоисковикиРФ